Однако это не означает, что история вашей кампании определяется чистой удачей. Что бы ни случилось, именно ваши действия увеличивают или уменьшают вероятность неприятных сюрпризов.
Europa Universalis IV — симулятор истории. Рецензия
Поклонникам стратегических игр Paradox Interactive, вероятно, нет необходимости читать текст о EU IV. Эти люди должны купить игру в любом случае. Эта критика для тех, кто по каким-то причинам боится сложных геополитических симуляторов — возможно, вы сможете убедить кого-то, что это не так уж сложно и не ужасно весело.
Жанр | Стратегия |
Издатель | Paradox Development Studio |
Разработчик | Paradox Interactive |
Минимальные требования | Процессор Intel Pentium 4 2,4 ГГц/AMD Athlon 2,2 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 512 Мб памяти, например NVIDIA GeForce 8800/AMD Radeon X1900, 2 Гбайт на жестком диске |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core 2 Duo E6550 2,33 ГГц / AMD Athlon 64 X2 2,8 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 1024 Мб памяти, например NVIDIA GeForce GTS 250/AMD Radeon HD 6670 |
Дата выхода | 13 августа 2013 года |
Возрастной ценз | от 12 лет |
Платформы | ПК |
Официальный сайт |
Paradox Interactive вот уже 13 лет самостоятельно тащит на себе практически все жанры. Невероятно подробные стратегии, основанные на всех важных геополитических событиях последнего тысячелетия — настоящая мечта для всех любителей истории и географии, альтернатива обычным однотипным цивилизациям с абстрактными странами и континентами.
У шведской студии четыре основные серии — разные исторические периоды требуют разных подходов и игровой механики. Crusader Kings рассказывает о крестовых походах — Victoria охватывает короткий, но очень насыщенный период со второй половины XIX века до Первой имперской войны — Hearts of Iron посвящена Второй мировой войне и военному микроменеджменту. Однако флагманом Paradox всегда был European Universal, самая глобальная и сложная стратегия о позднем Средневековье и начале современной эпохи.
Конечно, выход четвертой части основной серии является ключевым событием в этом «специализированном» жанре.
⇡#Привычные черты
Временные рамки Europa Universalis IV — с 1444 по 1820 год, в традициях серии. Игроки могут выбрать любую дату в этом периоде и любую страну для начала игры. Политическая карта мира и отношения между странами меняются каждый месяц. Согласно реальной истории, в месяцах. Окончание Столетней войны, прекращение междоусобиц, колонизация Нового Света, создание России или американская война за независимость — можно участвовать во всех возможных сценариях.
Однако всегда интереснее играть от начала до конца, рассматривая альтернативные модели мировой культуры (вариант, однако, — отключить случайные события. В этом случае все происходит так, как есть на самом деле, но адаптировано к действиям пользователя). Вне зависимости от того, вторгнутся ли османы в Европу, французы колонизируют Южную Америку или обратят Китай в православие, при правильном подходе к военным, дипломатическим, экономическим и торговым вопросам геополитическая ситуация на Земле может измениться до неузнаваемости.
Здесь важно отметить, что цели и задачи ставят сами игроки. Вы можете отправиться на завоевание всех стран мира, а можете отправиться на миссию мирного развития в трех государствах, наблюдая со стороны за тем, что происходит в их окружении. На экране отображается только контурная карта с цифрами и таблицей; все самое интересное в EuropaUniversalis происходит только в воображении игрока.
⇡#Геополитические аспекты
Конечно, каждая страна имеет ограниченное количество маршрутов. Кастилии, Португалии, Британии и даже Норвегии было проще исследовать и завоевывать территории на далеких континентах, чем вступать в войны на территориях Старого Света. В этом смысле Франция занимает более универсальную позицию — благодаря тому, что большинство решений было принято, страна смогла поглотить своего меньшего соседа на востоке и колонизировать все, что находится за морем. Немцы и итальянцы должны попытаться объединить свои страны, а российская гегемония должна сначала разобраться с потомками монголов. Любители высокой сложности могли бы попробовать управлять какими-нибудь ацтеками или отсталыми африканскими странами и отразить вторжение суровых европейцев (нелегкое, кстати). Легко ориентируйтесь в этом огромном пространстве мини-одежды вариантов: допустим, вам нужно покорить маленького соседа или собраться под знаменами шурина.
Военная экспансия для расширения зон влияния и государственных границ — не единственный вариант. Нации с общей культурой, религией и хорошими отношениями могут объединяться, а дипломаты и торговцы часто оказываются полезнее солдат и генералов. Как уже говорилось выше, все зависит исключительно от желания игроков — при правильном подходе и даже развитой коммерческой демократии подавляющий сосед может быть осажден финансовыми санкциями или союзом с третьим серьезным типом.
Как это ни прискорбно, но EU IV остается хорошо известной проблемой в серии. Скорее, это не проблема, а сознательное отношение со стороны разработчиков. Игра в значительной степени наказывает агрессивную политику завоеваний — искусственные интеллекты объединяются против пользователя и атакуют все стороны, даже за счет отдельных стран, которые все еще бегут, чтобы восстановить хоть какое-то подозрение на справедливость.
Не претерпел существенных изменений и искусственный интеллект. Игроки на мировой арене часто ведут себя иначе, и с ними очень неохотно работают. Организация эффективного военного союза с соседом против кого-то другого — почти невозможная затея. Должна ли Европа принять мусульманское вторжение и выступить единым фронтом на Балканах? Компьютер говорит вам, чтобы вы шли на хрен, объявляли войну по глупым территориальным спорам и поддерживали Османскую империю в самые неприятные моменты.
Она также начинается с французских государств. Таким образом, если вы хотите попытаться расширить столетнюю войну, то и здесь есть возможности. Однако, даже если они потеряют свое место в материковой Европе, Британские острова лишь дадут английским игрокам превосходство в ЕС4.
Europa Universalis IV. Обзор. Часть 1.
Europa Universalis (в России также известная как «Европа») — самая продолжительная серия мирового уровня от Paradox Interactive и заслуживает особого внимания уже только за него. В этом месте мы рассматриваем военные дела и дипломатию.
У меня была возможность поиграть в каждую из четырех частей Europe, и, будучи поклонником жанра, я провел много часов, играя в каждую из них. Первая часть была выпущена в 2000 году, и с тех пор Europa Universalis значительно эволюционировала с каждым новым дополнением. Надо отдать должное шведским разработчикам — изменения, вносимые в каждую последующую игру, обычно соответствуют тому, чего интуитивно не хватало в предыдущих допах.
Эта критика посвящена Europa Universalis IV и ее дополнениям. Четвертая доза получила высокие оценки (в среднем 8,5+ по 10-балльной шкале) от игровой версии и сообщества в целом. Можно сказать, что Paradox удалось раздвинуть границы собственного положения и создать по-настоящему популярную мейнстримовую игру. У нее много достоинств, но, отдав разработчикам все должное, я хотел бы критически взглянуть на EU4 и ее во многом неиспользованный потенциал.
Начну с азов, которые от одной «Европы» к другой практически не менялись.
В описании часто встречается фраза «стратегия реального времени». Это не должно вводить в заблуждение. В отличие от большинства RT, где решения нужно принимать быстро, «Европу» можно остановить и изучить. Действие игры разворачивается на карте мира, разделенной на определенное количество государств и морских регионов. По мере развития серии их становится все больше и больше, и в Europa Universalis IV есть действительно детализированный мир со всеми дополнениями. Хронологически игра охватывает период от позднего Средневековья до конца Наполеоновских войн. Вы играете за первую страну. Здесь нет явных условий победы, поэтому игра может быть чем-то вроде игры в песочнице.
Несмотря на отсутствие явных договоров о победе, большинство «мировых классов» обычно имеют четкую цель: мировое господство. Средства для достижения этой цели хорошо известны. Война, дипломатия, экономика, колонизация и технологии. В каждом из этих аспектов EU4 значительно изменился по сравнению с предыдущими дозами. Но сначала я хотел бы отметить фундаментальное изменение, которое полностью затрагивает все аспекты игры.
В прежней «Европе», по сути, было безразлично, кто управляет державой. Талант правителя дал небольшой бонус к разработке технологии, необходимой для проведения мероприятия. В EU4 навыки герцога, короля или императора влияют на ваши очки правителя. Очки правителя бывают трех типов — административные, дипломатические и военные — и могут быть потрачены на большинство действий в игре. К ним относятся развитие технологий, принятие государственных идей и консолидация завоеванных территорий. Помимо личности правителя, на эти баллы влияет консультант (чем дороже консультант, тем выше его уровень и тем больше баллов он производит) и ряд второстепенных обстоятельств. Помня об этой важной детали, давайте рассмотрим все аспекты игры по отдельности.
Война есть война, но, как писал Гуго Гроций, основатель международного права, война ведется для достижения мира. Дипломатия в ЕСИВ претерпела фундаментальные изменения. Я подчеркиваю самое главное.
Интерфейс дипломатии гораздо более понятен. Франция отказывается от союза (отношения максимальны), а Турция заканчивает загадку, потому что не хочет соглашаться на условия, которые вы считаете столь взаимовыгодными. В окне дипломатии вы можете увидеть все факторы, влияющие на решение TN. Надо сказать, что в большинстве случаев они очень разумны.
Количество стран, которые могут поддерживать тесные дипломатические отношения (альянсы, династические браки, рабство) в ЕС4 строго ограничено. Превысить лимит можно, но это негативно сказывается на количестве дипломатических баллов и возможности получения новых условий. Однако предел не является стабильным и меняется под влиянием государственных идей, политики и случайных событий.
Важной новой особенностью является то, что все силы ЕС4 имеют официальную внешнюю политику. До трех сил могут быть назначены в качестве противников (соперников), и каждая страна на карте может сделать то же самое. Rivalry предоставляет ряд дополнительных возможностей. Во-первых, общие противники — лучшая основа для союзов, а дипломатические отношения более предсказуемы и заметны, поскольку противоборствующие силы с меньшей вероятностью будут сотрудничать с вами. Во-вторых, военные победы над противниками дают вам дипломатические очки (повышение власти), которые можно использовать для продвижения ваших военных союзов. Наконец, дешевле оккупировать страну соперника, чем участвовать в дипломатическом процессе. Обратите внимание, что в качестве соперника может быть заявлена только одна страна в одной и той же «весовой категории». Если один из ваших противников очень силен или очень слаб, соперничество аннулируется, и нужно выбрать нового противника.
Изменились и отношения между альянсами. В дополнение к уровню отношений между странами, EU4 включает индекс доверия, который отражает силу вашего альянса. Этот показатель увеличивается каждый раз, когда вы каким-либо образом помогаете союзнику, и уменьшается каждый раз, когда вы отказываетесь от союзнических обязательств. Если уровень доверия низкий, не стоит полагаться на своих союзников в активных военных действиях. Скорее всего, они не пойдут с вами.
Взаимодействие с зависимостями проще и нагляднее. Окно «Sulfa» позволяет вам управлять поведением во время войны и изменять налоги и характер договоров о рабстве (например, перевод раба в статус Марко получает деньги, но улучшает его обороноспособность). Рабы ЕС4 пытаются стать гораздо более самостоятельными, чем в предыдущих дозах. На это в основном влияет размер раба, баланс сил и уровень отношений. Когда один раб заявляет о своем стремлении к независимости, другие страны могут поддержать его. Поэтому не так просто сохранить сильное княжество в Литве, играя за Польшу, или сохранить Кальмарскую унию, играя за Данию. К счастью, интерфейс раба информативен, и вы всегда можете увидеть показатели стремления к независимости и факторы, которые на это влияют.
Шпионаж в четвертой «Европе» осуществляется дипломатами, а не шпионами (которые вообще были удалены из игры), с помощью специальных действий в дипломатическом окне. Самым распространенным и востребованным из них является составление искового заявления. Благодаря этому вы обычно находите повод для войны со своим долгожданным соседом. Однако с развитием технологий шпионаж становится все более разнообразным — он может подрывать торговлю, разрушать репутацию и поддерживать революционеров. Мини-шпионской игре в EU4 сильно не хватает дипломатического воздействия обнаружения шпиона. Почитание соседних стран вашими агентами не представляет никакого риска. На мой взгляд, это нереально и скучно.
Представьте себе карту мира в 1444 году, и вы увидите, что она выглядит совсем иначе, чем сегодня. Испании не существует, Османская империя — великая мировая держава, а Япония состоит из воюющих государств. Но многое можно сделать для того, чтобы мир стал таким, каким мы его знаем в 21 веке.
9 Из Англии в Великобританию
Существуют сложные способы создания Британии: начать с Шотландии, завоевать Англию, реформировать Англию и сформировать Британию с помощью идеи Ирландии, но Британия — самый близкий выбор. С самого начала Британия была доминирующей силой в торговом узле Ла-Манш, который является лучшим торговым узлом в игре. И он будет продолжать получать все больше власти в этом узле, порабощая и завоевывая Ирландию. Если вы сможете обойти гарантию Франции о независимости Шотландии (для этого необходимо иметь невероятный флот), то оккупация Шотландии сделает вас еще сильнее.
Она также начинается с французских государств. Таким образом, если вы хотите попытаться расширить столетнюю войну, то и здесь есть возможности. Однако, даже если они потеряют свое место в материковой Европе, Британские острова лишь дадут английским игрокам превосходство в ЕС4.
8 Holland To The Нидерланды
Собственно голландская игра хорошо работает в DLC Conquest of Paradise. Потому что это дополнительное содержание, необходимое для поддержки независимости и устранения вашего личного союза с Бургундией. И если вы сможете их сформировать, они могут стать важной силой.
Нидерланды начинают с привлечения дополнительных трейдеров, увеличения коммерческого объема, повышения коммерческой эффективности еще на 15% и снижения затрат на рост государства. Военные, вооруженные силы Нидерландов имеют на 10% больше пожарных бригад. Единоличное правительство Нидерландов предлагает еще 10% бонус к эффективности торговли и бонус к урону, который могут нанести тяжелые корабли. Если вы сможете сформировать Нидерланды и укрепить свой флот, чтобы конкурировать с британцами, это может стать вашим билетом к превращению в глобальную силу.
7 Бранденбург в Пруссию
Пруссия — это, пожалуй, лучшая армия во всей игре. Это также хорошая награда, поскольку первые десятилетия могут быть немного сложными для бранденбуржцев. Однако первые трудности стоят усилий.
В дополнение к сильным военным идеям Пруссии, реформы, проводимые в Пруссии как монархия или демократия, включают милитаризацию (включая DLC «Права человека»). 50 единиц военной мощи дают 10 единиц милитаризации, а 100 очков дают еще больше преимуществ вашей армии. Тевтонский орден или государство с прусской, саксонской или померанской культурой также может образовывать Пруссию.