В их эксперименте творческая деятельность детей прерывалась, и им предлагались разные занятия. Когда оставшийся потенциал оставался неиспользованным, дети пытались завершить незавершенную деятельность при первой же возможности. В среднем, здоровые дети помнили незавершенные действия на 90% лучше, чем завершенные.
Влияние гаджетов на детскую психику и здоровье: в чем вред?
Как современные технологии влияют на здоровье детей? Как детская психика может справиться с таким влиянием и как родители могут помочь неокрепшим умам? Эксперты Роскачества собирают мнения детских психологов и кратко информируют родителей по ключевым вопросам, актуальным практически для всех современных семей.
Большая часть разговоров о мощном воздействии технологий на детскую психику связана с умными колонками — новыми помощниками и компаньонами, которые появились и в российских домах (по данным IDC, российский рынок умных колонок вырастет на 6,4) % в 2020 году, возможно, Yandex (в связи с ростом). Существует множество историй о том, как дети крадут средства родительского контроля, разговаривая с Алисой низким взрослым голосом. Есть одна история о девочке, которая верит, что «Алиса» существует, называет ее своим другом и однажды находит способ освободить ее. Наконец, на американском форуме Reddit была описана тревожная ситуация, когда ребенок позвонил своей маме Alexa (как голосовой помощник Google) и попросил ее воспроизвести песню на YouTube.
Детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, соучредитель первой онлайн-школы для родителей PositiveParentingSolutions
Для детей раннее приобщение к гаджетам и чрезмерное увлечение ими противопоставляется возрастным, специфическим и очень важным задачам: изучению особенностей окружающего мира, обращению с предметами, исследованию возможностей и способностей своего тела, мелкой моторики, напрямую связанной с развитием речи Развитие. Гаджеты только мешают интеллектуальному развитию детей. Для детей постарше «засиживание» за устройством по 5-8 часов в день может привести к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы учиться общаться со сверстниками, договариваться, отстраняться, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать и мириться, дети идут «один на один» с электронными друзьями в разных ситуациях.
Как отмечает один из экспертов, после регулярного и длительного потребления огромного потока различной и нерелевантной информации (например, информация представлена на TicToc) у детей развивается поверхностное калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «хаоса» различной, бессмысленной и зачастую неинтересной поверхностной информации ребенку очень трудно усвоить что-либо с помощью мысли и внимания, сосредоточиться на чем-то одном.
Гаджеты: риск аддикции?
Риски, связанные с воздействием современных устройств на детей, еще не до конца изучены. Только психологи и психиатры, непосредственно работающие с родителями детей с нарушениями поведения или общения, а в некоторых случаях и с зависимостью в результате чрезмерного использования устройств, имеют непосредственный опыт в этом. Конечно, гаджеты влияют на развитие высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит много времени за устройствами, это влияет даже на нормальное развитие. Онтогенетически, по мере взросления, у нас сначала развивается трехмерное объемное зрение, и только в возрасте 6-7 лет глаза созревают и готовы воспринимать картинки на одном уровне. Если ребенок начинает смотреть привлекательные изображения (игрушки, мультфильмы) с экрана плоского телефона или планшета позже этого возраста, это нарушает естественный процесс развития зрения и может привести к раннему ухудшению зрения.
Снижение фантазии и повышении тревоги
По мнению психологов, следующей возможной проблемой является полное доминирование зрительного восприятия. Чтение сказок, историй и книг вслух — все это стимулирует и развивает воображение — сегодня почти неизвестно детям. По этой причине воображение ребенка не развивается — есть готовые картинки, к которым нечего добавить. Здесь нет места для воображения. Однако воображение — это высшая психическая функция. В будущем это может привести к уменьшению числа художников, людей творческих профессий.
Ситуации, когда дети используют гаджеты, социальные сети для саморазрушения. Это должно вызывать беспокойство, поскольку они не могут справиться только с собственными эмоциями. Это классическая модель аддиктивного поведения. Это ситуация, когда мы ищем внутреннее облегчение не у себя, а у внешних факторов (гаджеты, игры, а в случае взрослых — алкоголь и запрещенные вещества). Если ребенок расстроен и бежит играть, ему следует бежать и спорить, если он перестал выполнять какую-либо работу без устройства. Родители неосознанно создают будущие безвыходные ситуации. Планшеты. Это приводит к тому, что ребенок отказывается есть без мультиварки. Это может привести к расстройствам пищевого поведения в будущем. Взаимодействие с гаджетами — это искусственный контакт с безжизненными объектами, в которые ребенок вкладывает свои чувства и потребности, что приводит к немедленному ухудшению самочувствия. на пути способности живого человеческого существа к общению. Если родители не обеспечат меньшее общение с гаджетом, допустим, 5% времени вместо 90%. Понятно — это может иметь негативные последствия, и это очень трудно устранить даже хорошим специалистам», — говорит Ирина Попова.
С одной стороны, это удобно для родителей. Ребенок остается на одном месте, не шумит и не пропадает на дороге с неизвестными людьми. С другой стороны, врачи начинают очень часто сообщать о вреде, который компьютерные игры наносят здоровью детей. Поэтому все матери должны знать о влиянии компьютерных игр на своих детей.
Развитие внимания
Независимо от жанра, игры на компьютере или планшете определенно тренируют внимание ребенка и его способность к переменам. Независимо от того, чем занимается ребенок — стрелялки, миссии, игры на память или развивающие игры, — он должен оставаться сосредоточенным и следить за изменениями на экране или планшете. Компьютерные игры связаны с вниманием, способностью усваивать как можно больше информации за единицу времени.
Большинство видов компьютерных игр и приложений развивают классификацию, обобщение (что подходит для образовательных игр), а также логическое мышление. А дети, которым нравятся стратегические игры, отличаются многозадачностью — способностью решать множество задач одновременно, даже если они противоречат друг другу. Это особенность мышления, которая обычно развивается осознанно в зрелом возрасте. У детей, которые играют в «Поиск и стратегию», этот процесс происходит гораздо быстрее.
Кроме того, компьютерные игры помогают улучшить способность ребенка к проектированию и достижению результатов деятельности. Ведь маленьким дошкольникам трудно сделать больше шагов, чтобы представить, каким будет результат.
Развитие физиологических навыков
При взаимодействии с устройством также развиваются навыки тонкой моторики и меры рук. Классические клавиатуры или сенсорные клавиатуры — в любом случае речь идет о пальцах и чувствительности. Как вы знаете, моторика и речь тесно связаны между собой. Чем больше развита мелкая моторика, тем быстрее ребенок преуспевает в речи и тем быстрее он учится.
Планшетные или экранные игрушки развивают способность ребенка действовать в ограниченном пространстве. При подготовке к школе детей учат концентрировать внимание на бумаге, чтобы впоследствии они могли читать таблицы и сохранять записи в тетрадях. Если у ребенка есть опыт взаимодействия с экраном компьютера, значит, у него уже развита пространственная координация, а это помогает в обучении. Это известная игра «Тетрис», потому что она является хорошим «симулятором».
Мощный стереотип о том, что компьютеры портят зрение. На самом деле, следуя правилам его работы, взаимодействие с компьютером даже улучшает ночное зрение. Во многих играх встречаются персонажи в полушубках, которые внезапно исчезают. Чтобы различать их, необходимо тренировать зрение, чтобы различать отдельные объекты.
Я делюсь своим опытом. В детстве у меня были проблемы со зрением, и меня обучали по специальным модифицированным программам, 20 лет назад использовались компьютерные игры. В них главный герой попадал в различные ситуации и должен был внимательно следить за действиями на экране и вовремя нажимать соответствующие кнопки, прежде чем спастись. На дисплее чередовались светлые и тусклые вспышки, которые приводили в движение глазные мышцы. Если игра правильно разработана, она не только разрушает, но и улучшает зрение.
В некоторых играх есть разные уровни: более легкий и более сложный. Дети выбирают уровень в соответствии со своими способностями, растут в нем и совершенствуют свою нацеленность на успех. Они могут добиться больших результатов в игре, а это очень важно для детей, которые не верят в свои силы.
Повышение мотивации
Игры — это интересно и весело. Если они обучающие, развивающие и сделаны в интересной форме, это помогает повысить стимул ребенка к обучению. Некоторые дети вообще не хотят учиться. Игры — хороший инструмент для изменения этой ситуации.
Игрушки могут помочь вашему ребенку снять нервное напряжение. После дня, проведенного в детском саду или школе, ваш ребенок может вернуться домой расстроенным или рассерженным. Играйте с правильным количеством фактора агрессии — это очень важно! Конечно, вы не сможете играть в эту игру часами напролет.
Здесь нет ничего нового — заботьтесь о своем ребенке, проводите с ним время и покажите ему, что есть и другие формы отдыха — спорт, книги, настольные игры, хобби.
Спортивные игры, гонки
Навыки, развитые в этих играх, практически бесполезны, так как никогда не применяются на практике. Может показаться, что эти видеоигры улучшают способность быстро обрабатывать информацию из окружающей среды.
Например, если вы играете в игру «самолетный бой», вам нужно быстро оценить количество противников, чтобы не погибнуть. Этот навык может быть полезен для определенных видеоигр, но совсем не для учебной или рабочей деятельности (Christakis 2004-Landhuis 2007).
Что касается координации и моторных навыков, которые важны для пилотов и профессиональных гонщиков, важно помнить, что только высококачественные игры-симуляторы могут гарантировать хорошие моторные навыки. Обычные игры на экране компьютера могут научить детей лишь быстро нажимать на кнопки и усваивать общие правила игры.
Игры-развлекалки
Это, например, знаменитый кот, копирующий голоса, или сердитая птица. Это простые игры, которые позволяют скоротать время и совершенно не развивают навыки, но они подсаживают детей на гаджет и регулярно «выбрасывают» в мозг нейромедиатор дофамин. Более подробно об этом рассказано ниже.
Это виртуальная реальность, которая отдаляет ребенка от его собственной жизни и развития. Ребенок проводит много времени, играя в игры и приобретая сомнительные навыки и знания.
Эти игрушки занимают мозг ребенка и не дают никакого реального полезного опыта.
Кроме этого, я хотел бы немного рассказать о Minecraft, Minecraft Creative и других, которые сегодня очень популярны среди детей.
Я почти потерял дар речи, когда год назад мой девятилетний сын радостно сообщил мне, что играл в Mine Craft in Real Life на школьном дворе во время обязательной прогулки. Изобретательность и креативность ребенка не знает границ!
Игры Mine Craft настолько увлекательны, что даже взрослые могут поглощать их в течение длительного времени. Посмотрите на его красочность и прекрасные возможности для «создания креативности»!
Мы считаем, что игра развивает творческие способности и растит целое поколение молодых великих строителей. Это заблуждение.
Ребенок не может стать архитектором без развития пространственного представления на совершенно другом уровне, связанном с его чувством положения в пространстве (в нейропсихологических терминах — восприятие тела).
Многие из современных 8-летних детей MineCraft часто не могут выполнить простые инструкции, такие как «дотронься указательным пальцем левой руки до правой брови», прыгнуть на одной ноге или сделать веревочку.
Проблема в том, что чтение, нумерация и письмо, которым учат в школе, напрямую связаны с осознанием тела.
Когда наше поколение играло в тетербол, гамбол, перетягивание каната, лазало по деревьям и воровало яблоки во фруктовом саду во время и после школьных каникул, наша лобная кора заложила основу для эмоциональной спонтанной зрелости, саморегуляции и успешного обучения в школе.. Чего нельзя сказать о «новых архитекторах MineCraft».
Родителям важно знать, что в раннем детстве мозг развивается благодаря координации движений тела.
Согласно законам нейропсихологии, очень раннее завоевание навыков высшего класса, таких как чтение, письмо и нумерация, может препятствовать развитию мышления, регулировать эмоциональную волю и тем самым нивелировать противоречивые плоды «раннего развития». Каждый возраст и этап развития имеет свои биологические и психологические потребности точно в срок!
Обучающие игры
Одной из последних игр, связанных с игровым бизнесом, является создание развивающих игр и обучающих игр. На компьютере имеется широкий выбор развивающих игр для разных возрастов. Существуют действительно интересные и полезные игры, которые с их помощью могут научить детей многим полезным навыкам, таким как чтение, письмо, логика и основные иностранные языки.
Однако реальная польза от этих игр возможна только при систематическом и методологически правильном подходе. А именно.
Регулярное обучение в определенное время, с постановкой целей и контролем их достижения со стороны обученных взрослых.
Иначе под видом разработки игр можно встретить обычных убийц досуга, которые только потратят драгоценное время ресурса и принесут ровно ноль пользы ребенку.
Истории об ужасных последствиях электронных игр — это всего лишь мифы. Некоторые видеоигры действительно могут научить детей плохим вещам из-за убийств, резни и других жестоких событий.
Популярные жанры компьютерных игр
Прежде чем определить влияние компьютерных игр на психику подростка, необходимо понять, что они собой представляют. В целом, влияние компьютерных игр на психику детей зависит от вида. Многие родители впадают в истерику, когда видят, что их дети играют в «стрелялки», учитывая такой тип геймплея страйкера.
Наиболее распространенным видом подростка является стрелок. Это означает, что игрок стреляет во все, что движется, набирая бонусные очки. Родители будут озадачены таким выбором ребенка, ведь такие забавы могут быть очень красочными и богатыми на спецэффекты.
С учетом того, что каждому нормальному человеку необходима разрядка, если ребенок не хочет участвовать в уроке, единственным способом инициировать негативную энергию является игра. Так его ум отдохнет и окрепнет, а не научится чему-то плохому. Еще один момент, на который следует обратить внимание, — замкнут ли подросток и сталкивается ли он с проблемами в школе. При этом, если выбор классифицируется как насильственное занятие, стоит обратиться за профессиональной помощью, так как в этом случае компьютерные игры действительно влияют на психику подростка.
Жанр рпг
Если это ролевые игры, то как они влияют на психику? Ответ — нет. Такое развлечение погружает игрока в целую вселенную. Там они могут создавать своих персонажей, выполнять интересные задания и исследовать игровой мир.
Некоторые ролевые игры могут даже научить вас чему-то. Например, студия Ubisoft выпустила серию игр под названием Assassin’s Creed, основанную на исторических личностях и территориях. Благодаря этим продуктам вы можете многое узнать из истории.
Возможность создать собственного персонажа по своему вкусу — идеальный способ испытать свои фантазии, ведь вы можете стать колдуном, эльфом или любым другим сказочным существом в мире RPG. То же самое относится и к навыкам — магические способности позволяют вам обрушить на врагов всю мощь. Как Стрелец, вы можете использовать режим скрытного боя.
С другой стороны, такие игры могут увлекать людей часами, поскольку сюжеты зачастую очень интересны и познавательны.
Симулятор жизни
Действительно ли электронные игры влияют на психику ребенка, если они являются симуляторами жизни? Скорее всего, наоборот. Практика показывает, что дети могут интегрировать жизненные вопросы через игру. О подобной ситуации сообщали и психологи.
Ребенок, переживший тяжелый развод с родителями, решает создать семью, похожую на его собственную в симуляторе жизни, но без развода. Другими словами, семья по-прежнему вместе и счастлива. Такие ситуации могут помочь подросткам и вызвать симптомы абстиненции.
С другой стороны, симулятор жизни учит ответственности и показывает реакцию персонажа на поведение игрока и его социальную жизнь.