16 ноября 2016 года «Юлмарт» вновь попытался избрать генерального директора. На этот раз Костыгин и Мейер уже отозвали своих представителей. Это, по словам Васинкевича, не сконцентрировало кворум.
«Юлмарт», «Рик» и «Ультра»: как загибались старейшие магазины электроники
На днях мы говорили о том, как в конце 1980-х годов российские миллиардеры сделали огромный бизнес на продаже компьютеров. К сожалению, ничто не вечно. Сегодня цифровая розничная торговля — это сложно и болезненно. Особенно когда вы систематически убиваете себя изнутри, участвуя в ножевых инициативах. Бывшая петербургская сеть не выдержала конкуренции и в будущем придет им на смену, так почему же мы становимся жертвами?
Они начали продавать технологии в Санкт-Петербурге в начале 1990-х годов, когда появились Kay и другие игроки. Они были нынешними аналогами «М.Видео». Это крупная сеть с широким ассортиментом товаров, серьезными ценами качеством и сервисом. Молодые и смелые» появилась в 1998 году, когда два бизнесмена, Михаил Рубашкин и Михаил Кипин, основали компанию Lick Computer. Благодаря небольшому расходному счету и удачному расположению на Литейной улице, Рик хорошо стартовал. Наряду с крупными ритейлерами, на место под солнцем претендовали и московские игроки — Ultra Electronics. Обе компании активно продвигали низкие цены. Считается, что Ultra известна под термином «скидка».
Однако демпингу подвергся и серый импорт. В «Стрельбе тысячелетия» официальное внедрение оборудования было дорогостоящим. Поэтому товары были отправлены без сопроводительных документов. Конечно, многомиллионные поставки были невозможны без контакта с таможней. Представитель компании Ultra Electronics объяснил этот процесс в одном из номеров журнала Computera.
Схема контрабанды была основана на коррумпированных отношениях с брокерами и таможенниками. Однако планы регулярно проваливались, некоторые автомобили оказывались неудачными, а товары изымались как контрабанда. Это было известно как «потеря автомобиля». Рентабельность дистрибьюторских компаний в то время была очень близка к потере, например, пяти из каждых 100 грузовиков. Таможенная ситуация начала меняться где-то в 2003-2004 годах. После введения различных мер с разной степенью успеха таможенные проверки быстро становились все более строгими. Каналы контрабанды были полностью исключены на несколько лет или риск их использования исключал возможность экономии ресурсов.
Выйдя из серой зоны, компании сохранили привлекательную ценовую политику и клиентов, но столкнулись с новым явлением на рынке ИТ — корпоративным рейдерством.
Захватнические 2000-е
В 2007 году вокруг Ultra разразился скандал, когда многие ритейлеры прямо обвинили SO -CALLED в «захвате товара». История еще не закончена, но даты должны быть восстановлены. Эти события знаменуют рождение Джульмара.
Так, летом 2007 года правоохранительные органы опечатали склад ULMART, на котором должны были храниться вещи, захваченные другими компаниями. Предполагаемый бизнес-план мошковцев был прост. Покупают товары, изъятые у серьезных структур, практически по своему желанию и продают их «на полную катушку». Представитель компании Ultra описал рейд, организованный полицией «в тесном коммерческом сотрудничестве с конкурентами». Они заявили, что специально закрыли склад, чтобы иметь возможность собрать выкуп.
В то же время прокуратура возбудила дело на сумму 1,55 млн долларов США против высокопоставленного чиновника, занимающегося организованной преступностью. По данным прокуратуры, сотрудники милиции запросили средства «в отношении руководителя московской коммерческой организации и для наложения ареста на его имущество — не привлеченного к ответственности за освобождение его магазинов».
Итак, стал ли он жертвой жадности правоохранительных органов? Вовсе нет! Вскоре компания обнаружила на складе в Перми 287 000 единиц оборудования, ранее изъятого компанией «Компоненты и системы». В результате опечатывания склада и других «надзорных» процедур компания Ultra лишилась 10-15 миллионов долларов США и потеряла около 100 миллионов долларов США прибыли.
После этой драматической истории сила бренда угасла — сеть закрылась, а все активы были проданы. Отличительной ценностью стала торгово-информационная система Ultima, которую за 50 000 долларов США приобрел Сергей Фендоринов, тогдашний генеральный директор дистрибьюторской компании Combge. Вскоре после этого Сергей возглавил компанию «Юлмарт», первый магазин которой открылся в том же месте, что и перспективный магазин Кондратьевского «15 петербургских ультра».
Перестроечные 10-е
Розничные компании вступали в «новую эру» по-разному. Например, в 2008 году ветеран розничной торговли компания Rik провела ребрендинг. Как рассказал нам в интервью его владелец, предприятием занималась известная в Санкт-Петербурге рекламная студия. Синие корпоративные цвета были заменены на черно-желтые. Одновременно с реконструкцией компания со временем открыла второй магазин на Лиговском проспекте. Через несколько лет Рик открыл третий, более крупный магазин. Через несколько лет компания обанкротилась. До этого руководство сети решило преобразовать форму в более мелкие «точки традиции». Планировалось открыть около дюжины магазинов Rik Point. Это не удалось — очевидно, цепь не адаптировалась к новой форме и застряла где-то по пути.
Как это обычно бывает в российском бизнесе, Рик умер от шума и скандала. Еще в начале 2013 года на форумах появились жалобы на явную рационализацию обслуживания и работы персонала, когда многие люди стоят в очередях в пунктах выдачи. Маленькие, но красноречивые детали: они начали брать деньги и за пакеты. Незадолго до закрытия компании прошла волна увольнений. Работники были уволены «добровольно».
Были проблемы и на более высоком уровне. В 2013 году поставщики подали в суд иск об отсрочке платежа. Некоторые потеряли мужество. Дистрибьютор оборудования для компании «Медиа Медиа» подал на Рика в суд в надежде получить 5 миллионов Чтобы погасить задолженность, руководство сети продало часть своей клиентской базы «Юлмарту» в рамках программы компенсации.
Одновременно открылась и закрылась сеть магазинов бытовой техники Kiberi. Начало было оживленным. В течение нескольких лет ритейлер распространился по всей стране, заняв 900 кв. м торгового центра «Платма» в Санкт-Петербурге, недалеко от потенциальных клиентов Лиговского. Однако уже в 2013 году сеть подала в суд на руководство ритейлера; «Платформа» потребовала от «Киберри» почти 5 млн. потребовали. В итоге платежи были выполнены, что неудивительно: в 2013 году продажи сети выросли на 1,7 миллиарда евро. В том же году оборот сети составил 1,79 млрд рублей.
Однако это не помогло сохранить ему жизнь: уже в 2015 году сеть обанкротилась и закрылась. Такое поспешное решение можно объяснить деятельностью владельцев «Киберри». ‘FirstSatelliteCompany (PSK) продает спутниковое оборудование для телевизоров, а онлайн-ритейл является ее непрофильным активом: в 2014 году PSK прекратила деятельность сети NLE, которая перешла к другой розничной схеме, «Юлмарт».’Cyber В первом случае владельцам надоело ждать прибыли, и они «бросили» бренд.
Но прежде чем это произошло, случилось нечто похожее на смертельный удар. Руководство компании хотело превратить Kiberry в дистрибьютора и регулятора спутникового оборудования. Для этого генеральным директором был назначен Дмитрий Адушев, бывший руководитель Северо-Западного филиала «Мегафон Ритейл». Когда проект провалился, сеть была «переведена» в оффшорную зону Кипра, а управлять ею был назначен Игорь Самовар, который не появлялся на подобной должности ни до, ни после «Киберри».
Магазины «Йилмарто» были закрыты в Казани и Татарстане. К концу года ведущий онлайн-ритейлер значительно сократил свое присутствие во многих регионах России и в Москве, уволив сотрудников, но сохранив арендованную недвижимость. По горячей линии компании сообщили, что она переходит на новое юридическое лицо. Компания не уточнила, когда пункт самовывоза будет вновь открыт.
Восемь лет успеха и первые проблемы
Компания «Юлмарт» была основана в 2008 году, и к концу 2013 года ее оборот превысил 400 миллиардов, что позволило ей занять первое место в рейтинге Forbes 20 крупнейших онлайн-ритейлеров России.
Основные финансовые проблемы компании начались в 2016 году из-за разногласий между акционерами. Дмитрий Костыгин, один из основных акционеров компании и председатель совета директоров «Юлмарта», которому на тот момент принадлежало 31,6% акций компании, предложил Михаилу Васинкевичу, владевшему 38,5% акций, дополнительные 30 миллионов долларов США. Васинкевич отказался и в то же время обратился в лондонские суды, чтобы добиться своего участия.
Также в декабре 2016 года Васинкевич назначил Alvarez & Marsal, международную антикризисную компанию, управляющей компанией магазина. Косыгин возразил.
Усугубление ситуации
В результате спора генеральный директор Сергей Федринов уволился из компании, а Ulmart впоследствии был огорчен серией судебных исков. Кипрский суд конфисковал активы UlmartHoldings, материнской компании Ulmart. По словам Васинкевича, это сделал соратник Костыгина Михаил Скигин.
Судебные приставы Санкт-Петербурга арестовали имущество Васинкевича на сумму 555 миллионов рублей. Это было сделано по иску Костыгина. Он и Васинкевич были поручителями по кредиту, полученному компанией Ulmart в Газпромбанке. Кредит так и не был погашен, поэтому Костыгин должен был вернуть долг полностью, и Костыгин потребовал, чтобы Васинкевич вернул часть кредита.
С конца 2016 года кредиторы банка также начали предъявлять серьезные претензии к Ulmart. В частности, банк «Уралшиб», которому ритейлер на тот момент задолжал 7 765 миллионов, планировал подать на банкротство некоторых структур Ulmart. Однако весной 2017 года стороны достигли соглашения о реструктуризации этого долга.
К лету 2017 года Ulmart вступил в противостояние со Сбербанком. ‘Сбербанк Факторинг (дочерняя компания Сбербанка) выиграл дело против компании «Юлмарт» (одна из структур интернет-магазина ULMART) в Арбитражном суде Москвы и взыскал 706 миллионов рублей и санкции.
Ранее Арбитражный суд Москвы удовлетворил еще один иск «Сбербанк Факторинг» к «Юлмарту». В общей сложности Сбербанк предъявил Ulmart иск на 1,2 млрд рублей.
Арест Костыгина и увольнение персонала
К началу октября 2017 года долг Ulmart перед Сбербанком превысил 1,5 млрд рублей, а через несколько дней, 11 октября 2017 года, Дмитрий Костыгин был арестован. Бизнесмен был задержан Следственным комитетом на два дня.
Также утром 11 октября 2017 года сотрудники Департамента финансовой безопасности, МВД Санкт-Петербурга и Ленинградского районного отдела по борьбе с коррупцией провели проверку одного из кредиторов компании — Костыгина Олега Морозова. Кредиторы компании и бывший генеральный директор «Юлмарта» Сергей Федоринов. Следствие проходило в их квартире.
Расследование проводилось в рамках уголовного дела, возбужденного по заявлению Сбербанка. Банк обвинил их в мошенничестве при получении кредитов на сумму более 1 миллиарда долларов США.
В конце декабря 2017 года стало известно о массовых увольнениях в «Юлмарте». По данным CNEWS, около 3 000 сотрудников были вынуждены уволиться по собственному желанию 29 декабря 2017 года. Представители компании назвали сокращения «не такими уж большими».
Чтобы свергнуть Васинкевича, Костыгин пошел на банкротство — ужасное решение, учитывая, что «Юлмарт» стоит около 1 миллиарда долларов США. На самом деле, «падение» было контролируемым.
Руководство Юлмарт сообщило о банкротстве в январе 2020 года
14 января 2020 года ООО «Юлмарт», один из основных филиалов частного онлайн-ритейлера «Юлмарт» в Российской Федерации, сообщило общественности о своем банкротстве. Кроме того, считается, что по объективным причинам организация может уйти с рынка. Известно, что филиал «Юлмарта» обанкротился.
Банкротство филиала «Юлмарт» в 2020 году было вызвано определенными действиями руководства компании. Известно, что ООО «Юлмарт» было создано весной 2017 года. Вся деятельность «Юлмарта» была возложена на этот филиал. Это было сделано на фоне скандала среди акционеров компании. Предполагалось, что «Юлмарт» позволит владельцам сохранить бизнес, пока «Юлмарт» находится в процессе банкротства.
В 2017 году это действие руководства компании было признано стратегически верным, однако спустя несколько лет стало ясно, что те, кто был акционерами «Юлмарта», намеревались урегулировать многолетний спор, но соглашение между сторонами подписано не было. Впоследствии ритейлер отказался работать с долгосрочными клиентами. Это означало конец сотрудничества.
Как компания «Юлмарт» пыталась решить собственные проблемы
В 2019 году руководство «Юлмарта» попыталось решить собственные проблемы, связанные с оптимизацией бизнеса. Их инициативы привели к сокращению количества и масштабов помещений, снижению расходов на аренду и зарплату, выделяемую на персонал. Эти действия требовали возможности улучшить качество работы, но это не могло быть сделано из-за отсутствия средств для финансирования оборота компании.
Причиной банкротства «Юлмарта» оказалась быстрая потеря финансовых ресурсов в ходе многолетних споров с акционерами. Активы компании стали убыточными и непривлекательными для инвесторов. По мнению экономистов, руководство компании должно было выкупить акции, которые ей больше не принадлежали, и продать «Юлмарт», получив при этом прибыль.
Что будет с Юлмартом после объявления банкротства
Известно, что ООО «Юлмарт» имеет другое юридическое лицо — «Юрплейс». Он не получал никаких заявлений о банкротстве. Считается, что Yurpleys также может обанкротиться, но не в том случае, если придут крупные инвесторы. Похоже, что «Юрмаркет» был вынужден уйти с рынка, но, несмотря на объявление о банкротстве, руководство компании ничего не объявило.
По официальным данным, у «Юрмаркета» были проблемы с «Зубельбанком», который задолжал 1,3 млрд рублей за то, что стало известно в одном из судов. С лета 2019 года за организацией ведется длительное наблюдение, начата процедура банкротства.
Однако, как заверил бывший директор компании Дмитрий Родионов, в настоящее время «Юрмарт» находится в лучшей ситуации, чем кажется. И проблема связана не с бесхозяйственностью, а с нехваткой средств.
История конфликта
В настоящее время «Юлмарт» принадлежит трем предпринимателям — Дмитрию Костыгину (32,5%), его партнеру Августу Мейеру (32,5%) и Михаилу Васинкевичу (35%). Первые два владельца находятся в серьезном конфликте с третьим из-за многомиллиардного кредита, выданного несколько лет назад.
В настоящее время компанию одолевают кредиторы, а ее владельцы недавно заявили, что не в состоянии полностью выполнить свои обязательства перед подрядчиками.
Кроме того, в течение последнего года «Юрмарт» страдал от судебных разбирательств и слухов о банкротстве. Дмитрий Костыгин был помещен под домашний арест до февраля по обвинению в мошенничестве при получении такого же многомиллиардного кредита от «Зубельбанка». Следственный комитет заявил, что «Юрмат» предоставил кредитору недостоверную информацию о своем финансовом положении. Однако защита Костыгина заявила, что он не получал и не похищал никаких денег. Тем не менее, Сберу удалось вернуть свой кредит.
На фоне спора о собственности в «Юрмарте» возникли проблемы и с администрацией. В середине 2016 года генеральный директор Сергей Федоринов ушел из компании и передал управление коммерческому директору Олегу Пчельникову. Однако срок действия этого документа истек в конце 2017 года, и спор акционеров не позволил назначить нового генерального директора.
Перевод «Юлмарта» на новое юридическое лицо был осуществлен Костыгиным и Мейером, но соперник Васинкевич не признал новую команду менеджеров.
Генеральный директор Сергей Федоринов покинул компанию в середине 2016 года.Photoocclub.ru