Во-первых, она плохо написана. Возьмите любое банальное словосочетание для описания чего угодно- оно там будет. Ни один из тьмы персонажей даже близко не подходит к 3D- они очень условные и гротескные.
Книги серии «Метро 2033»
Отечественная фантастика, конечно, не в упадке, но действительно достойных представителей не так уж и много. Издательства выпускают на рынок массу произведений от авторов разного уровня мастерства. Большинство из них повествуют о жизни после глобальной войны или катастрофы и представляют героя, как универсальную машину для убийства. Тем ценнее книги, в которых, наряду с продуманным сюжетом и глубокой атмосферой, есть свежая и интересная идея и неоднозначный герой, чью «шкуру» действительно получается примерить на себя.
Именно таким стало «Метро 2033», выпущенное в 2007 году. Дмитрию Глуховскому удалось то, что, на тот момент, казалось невозможным – вывести отечественную постапокалиптическую фантастику в бестселлеры и прочно закрепиться в списках лучшей российской фантастической литературы. Показательно и то, что вокруг созданной им вселенной образовался целый культ – вышли 2 расширяющие основную историю видеоигры, выпущено около 80 книг проекта «Вселенная Метро 2033» и ходят слухи о готовящейся экранизации.
В этой статье я рассмотрел все 3 книги вселенной, постаравшись обойтись без спойлеров для тех, кто ещё не успел ознакомиться с глубоко продуманной послевоенной жизнью Московского метро. Последний абзац каждого обзора – это моё личное мнение о каждой конкретной книге серии. А вы поделитесь своими впечатлениями в комментариях.
Метро 2033
В первой книге вселенной мы узнаём о том, что, примерно за 20 лет до описываемых событий, в мире случилась война. Обмен ядерными ударами сровнял с землёй все крупные города. Выжили только те, кому повезло оказаться в метро. Люди вынуждены жить в тоннелях и на станциях, защищенные гермозатворами и противорадиационными фильтрами и питаясь только тем, что удаётся вырастить в сырости тоннелей, освещенных тусклыми аварийными лампами. Выжившие научились выращивать грибы и даже овощи, а на некоторых станциях разводят свиней и других животных. Тем не менее, людям иногда приходится выбираться наружу за лекарствами, топливом и оружием.
Без оружия в тоннелях метро не выжить. После войны, под воздействием радиации, животные превратились в опасных мутантов. Они нападают на сталкеров и совершают набеги на станции, вынуждая выживших отчаянно обороняться и устраивать блокпосты на станциях.
Но основная опасность исходит не от мутантов. С течением времени, станции объединились в группы с разными взглядами на религию и политику и, естественно, начали вести непрекращающиеся войны. Кроме того, патроны стали единственной ценящейся валютой.
Именно в этой атмосфере мы знакомимся с Артёмом – героем, который будет сопровождать нас по тоннелям на протяжении всего повествования. История начинается с того, что на станцию «ВДНХ», где и проживает протагонист, начинают нападать загадочные мутанты – «чёрные». Пришедший на станцию странный человек – Хантер – выясняет, что Артём сам виноват в этом, ведь именно он и его друзья открыли гермозатвор 10 лет назад, впустив мутантов в тоннели. Хантер отправляет Артёма в «Полис» – столицу метро, расположенную на станции «Александровский сад» — пересечении 4 веток метро. Артём должен найти там некоего Мельника, который сможет помочь решить проблему «чёрных».
Именно с этого начинается долгое путешествие Артёма, на протяжении которого он будет воевать с фашистами и коммунистами, найдёт тоннели, наполненные призраками и аномалиями и познакомится с самыми разными жителями метро в попытках решить проблему появления «чёрных».
Книга очень похожа на компьютерную игру, возможно именно поэтому она так и приглянулась основной массе читателей. Артём перемещается со станции на станцию, выполняя квесты и участвуя в перестрелках. Однако, в отличие от большинства подобных книжных «боевиков», Глуховский сумел наполнить «Метро» уникальной атмосферой, характерными героями и продуманным сюжетом, создав один из самых известных фантастических романов современности.
Цитата: «Сколько человек будет жить, всегда будет мнить себя силой света, а врагов считать тьмой. И думать так будут по обе стороны фронта»
Если в первой книге мы, по большей части, имели дело с перестрелками, то здесь нам предстоит столкнуться с предательством и попытками понять природу человека.
Краткая справка
Дмитрий Глуховский (Dmitriy Glukhovskiy). Дата рождения – 12 июня 1979 года. Место рождения – Москва, СССР.
Будущий писатель родился в семье журналистов. Отец Алексей Маратович, еврей по национальности, был редактором на Гостелерадио и переводил с сербского языка, а мать Лариса Вениаминовна, русская по происхождению (из Костромской области), работала фоторедактором в ТАСС.
Поначалу мальчик ходил в обычную школу, но учился там очень хорошо, поэтому родители добились его перевода в школу No1231 имени Василия Поленова. В этом учебном заведении, расположенном в центре Москвы – на Арбате, усиленно преподавали французский язык.
Одним из дедушек Дмитрия был доктор геологических наук Марат Глуховский, а другим – известный карикатурист Андрей Крылов, один из членов Кукрыниксов.
После окончания школы юноша поступил в Иерусалимский университет, где обучался по специальностям «журналистика» и «международные отношения». Там он выучил иврит и обзавелся гражданством Израиля.
Журналистика
Пойдя по стопам отца и матери, Глуховский стал журналистом. Получив высшее образование, он устроился на телеканал EuroNews. Работал он в Лионе (там-то и пригодилась французская спецшкола), пока в 2005 году не вернулся в Россию.
В конце 2005-го начал свое вещание телеканал Russia Today (ныне просто RT). Глуховский устроился на него телекорреспондентом и проработал три года. Эти три года вместили пребывание в «кремлевском пуле», поездки на космодром Байконур и в зону отчуждения ЧАЭС, прямой телерепортаж с Северного полюса и проч.
Работу на госканал Глуховский в те времена совмещал с сотрудничеством с немецкой радиостанцией Deutsche Welle и британским каналом Sky News (этому помогало знание немецкого и английского, а всего Дмитрий владеет пять языками). После ухода из Russia Today некоторое время работал ведущим радио «Маяк».
Если «Метро 2033» было размещено во Всемирной сети от некоторой безысходности, то в случае с «Будущим» это был маркетинговый ход. Автор начал выкладывать роман в соцсети «ВКонтакте», в итоге до публикации книги в издательстве были выложены 10 глав из 30.
2 время книги упущено
Вот если бы я прочитала такое в 20 лет, до идеи, что книга может быть просто квестом. Но, не знаю, честно говоря.
Постапокалипсис, подземка, трилогия- предвкушала очень. После первой бросаю и вариантов нет, это ОЧЕНЬ скучно.
Во-первых, она плохо написана. Возьмите любое банальное словосочетание для описания чего угодно- оно там будет. Ни один из тьмы персонажей даже близко не подходит к 3D- они очень условные и гротескные.
Во-вторых, она скучная- вот этот приём «Маленького принца» — перехождение со станции на станцию, где происходят разные нравоучительные штуки. Миллион зависаний на однообразных описаниях интерьеров- и скачок- описаааание- и скачок. И так бесконечно.
В-третьих, претензии на глубину и идею, от которых несколько неловко. А там они есть, о да, это вам не развлекаловка…
К этой книге я шла очень долго, но очень рада, что дошла в этот момент. Ожидала от этой истории я чего-то принципиально иного, но то, что я получила в итоге, меня покорило. Сюжет развивается достаточно медленно, так что есть время подумать, задуматься и отвлечься, автор не гонит нас сразу к бойням, страхам и отчаянным победам. В повествование вплетаются очень интересное переосмысление истории, глубокие философские мысли и раскрываются актуальные и по сей день проблемы. Герои очень человеческие, вполне можно представить себя на месте одного из них. Конечно, фантастический пласт занимает большое место и играет важную роль, но переклички с реальностью и сама реальность происходящего пугала меня больше всего. Войны, страхи, ненависть, борьба друг с другом. Вот куда это всё может привести.…
Мне очень понравилась книга, хоть я этого вообще не ожидала. История, представленная нам автором – фантастическая. Однако потрясают как раз те реалистичные моменты, которые «просвечивают» то в словах некоторых персонажей. То в описаниях окружающей обстановки. Несомненно, сильнее прочувствуют эту книгу москвичи и те, кто хорошо знает упоминаемые станции московского метро. Я же, не так хорошо помню, как выглядит та или иная станция, так что просто открывала картинки в интернете. Получилось такое дополнительное иллюстрирование книги. Любопытным, одновременно забавным и жутковатым показалось объяснение, почему в Ленинградском метро на некоторых станциях выход непосредственно к дверям поезда закрывается автоматическими дверями. То ли дань памяти, то ли стеб, но автор смело прошелся по…
2 Фантастично и нереалистично
Книга «Метро 2033» привлекла мое внимание, поскольку я интересуюсь книгами в постапокалиптическом жанре. Произведение достаточно популярное, и я совершенно не ожидала, что буду разочарована.
Прочитала первые три главы, а затем остановилась, поскольку прочитанное не доставляло мне никакого удовольствия. Отмечу плюсы — поскольку действие происходит в метро и упоминаются названия станций, создается эффект погружения в сюжет. Автор хорошо описывает атмосферу, и, как мне показалось, мир продуман достаточно тщательно.
Однако есть и очень жирный минус — в книге нет значимых женских персонажей. Разговаривают только мужчины, все действия совершаются только мужчинами. Именно эту особенность книги я называю нереалистичной. Некоторые моменты режут слух, к примеру, вот этот:
Книга очень замечательна. Дмитрий очень красочно описал жизнь обычного парня, который совершил ошибку в детстве, но исправил её в будущем. Дмитрий передал атмосферу того московского метро политена в постапокалипсисе.
Артем — главный герой. 24-летний паренек(объясню позже), которому по воле случая поручена важная миссия. Если подвести итог сразу, то персонаж мне понравился. Он развивается…
Персонажи
Главные герои
-
Артём Чёрный — протагонист, 24-летний парень со станции ВДНХ. По поручению Хантера отправляется в Полис, чтобы передать его сообщение Мельнику. Был выбран Чёрными в детстве как связной между ними и людьми. Мельник — сталкер Полиса, глава военизированного Ордена «Спарта». Помогает Артёму в уничтожении чёрных.
Второстепенные персонажи
-
— бродячий философ. Помогает Артёму дойти до Китай-Города, там же и исчезает. Как выясняется позже, Хан отправился на ВДНХ, где передал записку отчиму Артёма. Александр Сухой — отчим Артёма, замначальника станции ВДНХ. Хантер — солдат Ордена, отправившийся на ВДНХ, чтобы узнать об обстановке с чёрными. Ушёл на разведку в Ботанический сад, поручив Артёму отправится в Полис. Дальнейшая судьба раскрывается в «Метро 2034». Женька — лучший друг Артёма, отправившийся с ним и другими на станцию Рижская. По возвращению на ВДНХ был выставлен в дозор, в котором погиб от своих же. Бурбон — первый напарник Артёма, от Рижской пошёл с ним до Сухаревской. В туннеле, ведущему к станции, потерял сознание и, предположительно, умер. Туз — напарник Артёма и Хана, толстый бородатый контрабандист. Дошёл с ними до Китай-Города. Михаил Порфирьевич — старик с Конфедерации 1905 года. Был подобран вместе с внуком-аутистом Артёмом в туннеле к Кузнецкому Мосту. По прибытии в Рейх, был пойман. Умер там же от сердечного приступа. Русаков — комиссар Первой Интернациональной Бригады. Вместе с товарищами спас Артёма от виселицы на Тверской. Марк Савёлов — дозорный станции Павелецкая, мечтает мигрировать на Ганзу. Проиграл с Артёмом на крысиных бегах, в последствии чего был отправлен на Ганзу, где год чистил туалеты. и Евгений Дмитриевич — жители станции Полянка. Призраки. Данила — молодой брамин Полиса. Был отправлен вместе с Артёмом в Великую Библиотеку на поиски Книги, где был смертельно ранен библиотекарем. По собственному желанию был добит Артёмом. Антон — ракетчик со станции Киевская. Вместе с Артёмом попал в плен к червепоклонникам, но был вызволен отрядом Мельника. Помог наводить ракеты на логово чёрных. Олег — сын Антона. Был похищен дикарями, из-за чего отец вместе с Артёмом отправились на его поиски. Был пожран биомассой на правительственной станции Метро-2. Ульман — рейнджер из группы Мельника, весельчак и балагур. Вместе с Артёмом и Павлом поднялся на Останкинскую телебашню и помогал наводить ракеты.
Упоминаемые персонажи
Выход
Первый вариант романа был размещён в 2002 году в интернете, в печатном виде впервые выпущен издательством «Эксмо» в 2005 году, переиздан издательством «Популярная литература» в 2007 году.
На европейском литературном конкурсе EuroCon роман назван «Лучшим дебютом» 2007 года. «Метро 2033» стал сверхпопулярным и положил начало серии книг «Вселенная Метро 2033». По сюжету романа создана компьютерная игра Metro 2033.
В 2015 году, после выхода романа «Метро 2035», «Метро 2033» переиздали в твёрдой обложке в том же стиле, что и первую часть трилогии.
«Метро 2033» разошлось тиражом больше чем в полмиллиона экземпляров и удостоилась переводом на десятки языков. По её мотивам была выпущена одноимённая компьютерная игра, а также уже несколько лет планируется экранизация.
Это высказывание особенно задело Соловьева, у которого в эфире YouTube-шоу случилась истерика. Он назвал литератора «недоделком», «говнецом» и «дурачком».
Содержание
Книга повествует о людях, оставшихся в живых после ядерной войны. Почти всё действие разворачивается в московском метрополитене, где на станциях и переходах живут люди. Благодаря оперативным действиям служб гражданской обороны, метрополитен удалось оградить от радиации — почти на всех станциях были закрыты гермоворота, а в вентиляционных системах были активированы противорадиационные фильтры. Действуют также фильтры для воды. Судя по всему, в момент гибели Москвы, в метро смогло укрыться около 70 000 человек. По прошествии двадцати лет после ядерной войны, в метро обитает порядка 50 000 человек. При этом лишь половина станций обитаема — часть станций заброшена, часть изолирована обрушением тоннелей, часть сгорела. Некоторые станции захвачены существами с поверхности.
Живущие в метро питаются тем, что смогли вырастить в тоннелях — в основном это не требующие света грибы. Также на некоторых станциях выращиваются свиньи. Ряд станций обеспечивается электричеством от генераторов различного типа, однако, в силу их малой мощности, на станциях зачастую действует только маломощное аварийное освещение. Большинство предметов быта (исключая изначально находившиеся в метро) а также оружие, медикаменты, топливо и т.п. добывается многочисленными сталкерами, периодически поднимающимися в полуразрушенный город. В подземном мире действует торговля — универсальной валютой являются патроны.
Группировки
Вскоре после ядерной войны централизованная система метрополитена распалась. Станции стали существовать по отдельности. Станции объединялись вокруг идей, религий, фильтров для воды и т.п. На момент описываемых в книге событий, наиболее крупными группировками Московского метро являются следующие:
- Полис — культурная и духовная столица метрополитена, в её сохранности заинтересованы все обитатели метро. Здесь сформировалось своеобразное кастовое общество. Главные касты — хранители («брамины»), собирающие книги и работающие с ними, а также военные («кшатрии»), образовавшиеся из-за эвакуациии в метро расположенных рядом РГБ и Генштаба. Представители этих двух каст образуют Совет Полиса, однако отношения между ними напряжённые. Помимо них существуют купцы и слуги. Принадлежность к касте неизменна в течение жизни, однако не наследуется, а выбирается самим человеком по достижении 18 лет. Расположена на четырех станциях: Библиотека имени Ленина, Арбатская, Александровский сад и Боровицкая. Второе по богатству, после Ганзы, сообщество в метро.
— Да, чудесное место — Полис, да только как теперь туда пробраться? К тому же, я слышал, что в Совете теперь власть опять перешла к военным… — В каком Совете? — приподнял брови Артём. — Ну как же? Полис управляется Советом, из самых авторитетных людей. А там, знаете, самые авторитетные люди — либо библиотекари, либо военные. Ну уж про Библиотеку вы точно знаете, рассказывать смысла не имеет, но вот другой вход Полиса когда-то находился прямо в здании Министерства Обороны, насколько я помню, или, во всяком случае, оно было где-то рядом, и часть генералитета успела тогда эвакуироваться. В самом начале захватили всю власть, Полисом довольно долго правила этакая, знаете, хунта. Но людям отчего-то не очень по нраву пришлось их правление, беспорядки были, довольно кровопролитные, но это ещё давно, задолго до войны с красными. Тогда они пошли на уступки, был создан этот самый Совет. И так получилось, что в нём образовалось две фракции — библиотекари и военные. Странное, конечно, сочетание, знаете, военные вряд ли много живых библиотекарей в своей прежней жизни встречали. А тут так уж сложилось. И между этими фракциями вечная грызня, само собой разумеется, то одни берут верх, то другие. Когда война шла с красными, оборона была важнее, чем культура, и у военных был перевес. Началась мирная жизнь — опять к библиотекарям силы вернулись. И так у них, понимаете, всё время, как маятник. Сейчас вот, довелось слышать, у военных позиции крепче, и там опять дисциплину наводят, знаете, комендантский час, ну и прочие радости жизни, — тихо улыбнулся Михаил Порфирьевич. — И в конце-концов, пройти туда теперь не проще, чем до Изумрудного Города добраться… Это мы так Университет между собой называем, и те станции, что с ним рядом, в шутку…
Основная сюжетная линия
Главный герой книги — Артём (молодой человек 24 лет) — живёт на станции ВДНХ, страдающей от нашествия так называемых «чёрных» (людей-мутантов), идущих со стороны Ботанического Сада. На их станцию приходит загадочный человек — Хантер, который берётся разобраться с этой ситуацией. В личном разговоре Артём рассказывает ему, как лет в 10 он с друзьями случайно открыл гермозатвор, отделяющий станцию Ботанический сад от эскалаторов, ведущих на поверхность. Перед походом к станции Хантер берёт с него обещание добраться до Полиса, разыскать там некого Мельника и передать тому запаянную гильзу с посланием, если сам он не вернётся через сутки.
Спустя сутки после того, как Хантер должен был вернуться, друг Артёма — Женька — сообщает ему, что он в составе группы собирается на Рижскую, так как решается вопрос об объединении этой станции с ВДНХ, а также для прокладки телефонного кабеля до этой станции. Артём присоединяется к нему. На перегоне между Алексеевской и Рижской с участниками экспедиции начинают происходить странные вещи — некоторые теряют сознание, другие впадают в ступор. При этом в отличие от остальных Артём слышит оглушающий шум из труб. Группа с трудом выбирается из опасного участка тоннеля и наконец добирается до Рижской. Там к нему подходит некто Бурбон — челнок, который просит Артёма провести его до Сухаревской, утверждая, что туннель от Проспекта Мира до Сухаревской «нехороший» и полагаясь на необычную «устойчивость» Артёма.
Артем доходит до Проспекта Мира вместе с Бурбоном.
По пути от Проспекта Мира Бурбон гибнет загадочной смертью. Артёма, который решил тащить тело Бурбона до станции, подбирает некто Хан. С Сухаревской Хан с Артёмом вместе не несколькими другими людьми идут в сторону Китай-города. На Тургеневской Хан чувствует, что в туннеле впереди опасность и говорит, что надо идти по параллельному тоннелю, но большая часть отряда, не поверив ему, уходит дальше и погибает. До Китай-города доходят, едва успев уйти от движущейся за ними аномалии в тоннеле, лишь наши двое и Туз, член того отряда. На Китай-городе Артём теряет из виду своих спутников из-за нападения, в результате которого он вынужден бежать в сторону Кузнецкого моста. По пути он знакомится с Михаилом Порфирьевичем и его внуком Ванечкой, страдающим аутизмом. Переночевать на Кузнецком мосту им не удаётся, Михаил Порфирьевич в беседе с Артёмом проговорился и за ним охотятся красные. Троица бежит в сторону Тверской, которую захватили фашисты. Артёма и Михаила охрана пропускает, а Ванечку убивает офицер фашистов. Артём не выдерживает и убивает офицера.
Его хватают и приговаривают к смертной казни через повешение, но в самый последний момент его спасает отряд троцкистов. Они высаживают его на Павелецкой и уезжают. Тут Артём понимает, что остался без документов, а из вещей у него только автомат и фонарь. Он знакомится с Марком, который предлагает способ попасть на территорию Ганзы — в переходе начальник Павелецкой-кольцевой устраивает крысиные бега. Марк договаривается с ним, что если его крыса выиграет, то они с Артёмом получают визы, в противном случае год чистят туалеты. Их крыса благополучно проигрывает. Обоих хватают и ведут на место работы. На пятый день работы Артём сбегает и попадает на Серпуховскую, где его подбирает Тимофей, свидетель Иеговы. Он отводит его в «Сторожевую Башню» — поезд в перегоне Серпуховская-Тульская. Затем Артём уходит оттуда и приходит на заброшенную станцию Полянка, где встречает двоих путников. После разговора Артём преодолевает последний перегон, отделяющий его от Полиса.
С этого начинаются новые похождения Артёма по тоннелям и станциям, только на этот раз его цель – найти доказательства того, что выжившие есть не только в Московском метро, но и по всему миру.
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Метро 2033 . Метро 2034», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Группа рассредоточилась, бойцы укрылись за выступами тюбингов, и только четверо остались подле Дениса Михайловича — у самых ворот, держа оружие наготове.
Вот и все. Сейчас створка медленно поедет в сторону, а через пару минут сорок тяжеловооруженных севастопольских штурмовиков ворвутся на Тульскую. Любое сопротивление будет подавлено, и станция будет взята в мгновение ока.
Это оказалось куда проще, чем думал полковник.
Приказа надеть противогазы Денис Михайлович отдать не успел.
Колонна перетекла, стала толще — теперь в ряд стояли шесть человек, занимая в ширину весь туннель. Первая шеренга ощетинилась стволами огнеметов, вторая взяла на изготовку винторезы. Черной лавой они поползли вперед — неторопливо, уверенно.
Гомер, выглядывавший из-за широких спин пришельцев, увидел в белых прожекторных лучах всю сцену разом: и кучку солдат, державших оборону, и две худых фигурки — Сашу и Леонида, — и окружающий их сонм кошмарных созданий. И все в старике оборвалось.
Леонид играл. Чудесно, невероятно, вдохновенно, как никогда раньше. И орда уродливых существ слушала его жадно, и залегшие солдаты привставали, чтобы лучше видеть музыканта. А его мелодия прозрачной стеной разделяла враждующих, не позволяя им обрушиться друг на друга в последней гибельной схватке.
— Готовность! — вдруг сказал один из десятков черных людей; который?!
Вся первая шеренга разом опустилась на одно колено, вторая вскинула винторезы.
Девчонка резко обернулась к нему, зажмурилась от слишком яркого света, выставила вперед ладонь и пошла наперекор хлеставшему из фонарей потоку медленно, будто против шквального ветра.
Толпа, опаленная лучами, забурчала, застонала, поджалась…
Саша вплотную подошла к их строю.
— Где ты? Мне надо с тобой поговорить, пожалуйста!
— Мы нашли средство от этой болезни! Ее можно вылечить! Не нужно никого убивать! Есть лекарство!
Фаланга черных каменных статуй молчала.
— Прошу тебя! Я знаю, ты не хочешь… Ты только пытаешься спасти их… И себя…
И тут над боевым построением, словно не исходя ни от кого отдельного, раздалось глухо:
— Отойди. Я не хочу тебя убивать.
— Тебе не надо никого убивать! Есть лекарство! — отчаянно повторила Саша, идя сквозь одинаковых людей в масках, стараясь найти среди них единственного.
— Радиация! Радиация помогает!
— Я прошу тебя! — Саша сорвала голос в крик.
— Станция должна быть очищена.
— Неужели ты не хочешь все изменить?! Почему ты повторяешь то, что уже сделал однажды?… Тогда, с черными?! Почему не хочешь прощения?
Истуканы больше не откликались; толпа начала подступать ближе.
— Саша! — умоляюще прошептал девчонке Гомер; та не слышала.
— Ничего нельзя изменить. Не у кого просить прощения, — наконец упали слова. — Я поднял руку на… На… И наказан.
— Все внутри тебя! — Саша не отступала. — Ты можешь сам себя отпустить! Можешь доказать! Как ты не видишь, это же зеркало! Это отражение того, что ты сделал тогда, год назад! И сейчас ты можешь поступить иначе… Выслушать. Дать шанс… И сам заслужить шанс!