Полутон — наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез, при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа, например. Кстати, на струнных инструментах полутоном будут соседние лады по одной общей струне. Расположение полутонов на пианино
Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1)
Соберитесь с духом — настало время приступать к обучению! Перед тем, как сесть перед инструментом, оставьте весь негатив где-нибудь в стороне и максимально сконцентрируйтесь. Казалось бы, простые, на первый взгляд, вещи ещё успеют преподнести вам множество сюрпризов, но самое главное – не падайте духом, если у вас что-то не получится с первого раза. Второе важное наставление – не спешите, Москва тоже не сразу строилась. (Но если вдруг вы уже обучаетесь в музыкальной школе и оказались на этой странице случайно, наверняка вам будет небесполезно почитать про квинтовый круг тональностей — тему, обычно сложную для освоения учениками на практике).
В принципе не столь важно, на каком виде клавишных инструментов вы будете проходить своё обучение, но я бы настоятельно рекомендовал вам всё же остановить свой выбор именно на пианино: синтезаторы, хоть и компактнее, но имеют существенный недостаток – у большинства из них клавиши уменьшенного типа, они не полновесны и вы не будете чувствовать «отдачи» и, плюс ко всему, они часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами.
И ещё, сразу вас зарекаю – ограничьтесь пока только этим уроком нашего Самоучителя, не забывайте, что это всего лишь пианино для начинающих. Не стоит за день сразу же пытаться объять необъятное – это принесёт только вред.
Даже было бы лучше, чтобы вы несколько дней повторяли только тот материал, что усвоите отсюда. А когда вы будете готовы, то почувствуете это сами. Зачастую у тех людей, которые могут быстро и свободно играть на синтезаторе, появляются проблемы с тем, чтобы исполнить те же самые партии на фортепиано. Зато в обратную сторону это правило будет действовать соответственно: тем, кто играл на пианино, синтезатор покажется куда более простым для исполнительства.
Ноты и клавиши
Блиц: быстро нажмите на клавишу с нотой Ля!
Готов поспорить, у вас это не вышло. Впечатление, что раз клавиши пианино расположены в порядке До Ре Ми Фа Соль Ля Си, то разобраться в них не стоит труда – это глубочайшее заблуждение. Про чёрные клавиши я и вовсе молчу! Расположение нот на клавишах
Посмотрите внимательно и запомните – это основы основ, которые вам нужно будет знать в первую очередь. Сыграйте ноты, называя их, со временем вы сможете мгновенно определить нахождение любой ноты, в будущем, когда вы начнете изучать аккорды, вы еще не раз скажете мне спасибо, что акцентировал ваше внимание на такой, казалось бы, легкотне.
Не бойтесь, я не забыл про чёрные клавиши, но тут понадобится уже небольшое вникание в теорию, но ведь нужно же с чего-то начинать?
На данном этапе вам уже необходимо знать понятие интервал. Интервалы – это разница между двумя звуками определённой высоты.
Если вы до этого использовали только трезвучия, пришла пора превратить их в септаккорды. Давайте рассмотрим, какие ступени входят в состав септаккорда. Возьмем за основу ноту Ре:
Онлайн пианино для развлечений или обучения?
Пианино онлайн отлично подходит, как для развлечений и игр, так и для обучения на фортепиано. Если у вас пока нет настоящего инструмента, а играть хочется уже сейчас, то наше онлайн пианино идеально вам подойдет. Вы можете играть любые произведения, от простых мелодий до сложных классических произведений. Мы постарались сделать онлайн фортепиано, которое отлично звучит и удобно в использовании для всех любителей музыки.
Для удобства игры на онлайн пианино компьютерной клавиатуре была разработана специальная раскладка, при которой каждой кнопке соответствует клавиша на виртуальном фортепиано. Раскладка очень напоминает реальные клавиши пианино, поэтому к ней очень легко привыкнуть и начать играть с удовольствием. Схема раскладки показана на картинке ниже. Так же на каждой клавише написано, какой кнопке она соответствует, так что вы никогда не запутаетесь. Нажатая клавиша для наглядности подсвечивается на виртуальной клавиатуре до тех пор, пока кнопка нажата.
Интерфейс пианино онлайн?
В левой верхней части – окно выбора инструмента, и типа реверберации. Вы можете выбрать один из доступных инструментов (пианино, фортепиано, орган, гитара) для игры на виртуальной клавиатуре. Так же, Вы можете подобрать тип реверберации (большой зал, средняя комната, маленький кабинет, церковный холл, и др.), чтобы придать звуку большей реалистичности и красоты.
В правой верхней части – регуляторы громкости онлайн пианино и реверберации. Интуитивно понятный интерфейс позволит быстро настроить звучание именно так, как вам нравится. Отрегулируйте громкость звука инструмента и количество реверберации на свой вкус и наслаждайтесь игрой!
В центральной части – навигатор клавиатуры. Поскольку все 7 октав не смогут поместиться в экран компьютера, а тем более мобильного или планшета, мы сделали удобный и понятный навигатор. Вы можете увеличивать и уменьшать масштаб клавиш онлайн пианино, двигаться в право и влево вдоль них. Раскладка будет автоматически подстраиваться под выбранную вами область.
В нижней части находится сама виртуальная клавиатура пианино онлайн. Приложение поддерживает multitouch, т.е. нажатие сразу несколькими пальцами на мобильных устройствах. Это позволит вам играть на пианино онлайн, как на настоящем инструменте, даже обеими руками.
Самый надежный метод получения гитары – изготовить ее со 100% шансом. Если учесть, что гитара является довольно дешевым инструментом, проще его создать самостоятельно.
Мажоры и их местонахождение
Мажор, это еще один музыкальный термин. Дело в том, что одни и те же клавиши в разных локациях могут звучать по-разному. Это происходит из-за того, что меняется мажор, а с ним, соответственно, немного сдвигаются ноты. Понять, какой у вас сейчас мажор можно по ноте первой клавиши. Так, например, в обычном состоянии раскладка начинается с ноты С, а значит, это С мажор.И еще немного обозначений. Это последние, честно. Значок # (тенор) после ноты означает, что она на полтона повышена, а значок, похожий на английскую b (бемоль) означает, что нота на полтона понижена.
Теперь перейдем к непосредственной помощи в составлении своих композиций. Аккорды — это трехзвучия, то есть звук, возникающий при нажатии трех нот одновременно. Но здесь мы рассмотрим не только их, но и просто красивые сочетания клавиш. Для примеров по умолчанию используется С мажор.
- Вертикальная пара. Это сочетания двух нот, которые стоят друг на друге, то есть СA, DB, EC и т.п.
- Пара через один. Используются две клавиши, между которыми стоит еще одна нота. Например СЕ, DF, ЕG и т.п.
- Пара «октав». Здесь нужны одни и те же ноты, которые находятся в разных октавах, такие как СС, DD, EE и т.п.
- Пара-диагональ. Берутся две ноты, которые вместе образуют короткую косую линию, а именно как СВ, DC, ED и т.п.
- Косая пара. Эта комбинация похожа на пару-диагональ, вот только используются ноты, которые стоят немного дальше друг от друга. По типу ЕА, FB, GC и т.п.
- Вертикальный аккорд. Это сочетания трех нот, которые стоят друг на друге, то есть СAF, DBG, ECA и т.п.
- Треугольный аккорд. Используются три клавиши, которые вместе образуют как бы небольшой треугольник. Например DAC, EBD, FCE и т.п.
- Аккорд через один. Здесь нужны ноты, которые идут через одну, такие как СЕG, ACE, FAC и т.п.
- Аккорд буквой Г. Это сочетания трёх нот, которые образуют собой маленькую букву Г, то есть СDA, DEB, EFC и т.п.
- Диагональ-аккорд. Работает как слияние пары-диагонали и пары через один. Примером служат сочетания DFA, EGB, BDF и т.п.
- Аккорд длинной Г. Комбинация похожа на аккорд буквой Г, вот только один из хвостиков перемещается на ноту через одну. Например СЕС, DFD, EGC и т.п.
Кстати, в этих схемах вы можете переворачивать фигуры, нажимать все ноты как одновременно, так и по очереди, и все равно будет выходить красивое звучание. Вы также можете поэкспериментировать и найти звукосочетания, которые подойдут вам!
Приложения и сайты
Фанатами игры было также изобретено несколько сайтов и приложений, помогающих создавать и записывать свои композиции.
Sky Studio
Это приложение доступно в Playmarket и Appstore. Оно позволяет составлять и прослушивать композиции (режим сочинения), практиковаться в игре записанных отрывков (режим практики) и свободно играть, используя идентичные с внутриигровыми клавиши (режим инструмент-пада). Вы также можете сменить мажор, инструмент, включить/выключить режим пещеры, настроить метроном и скорость воспроизведения и многое другое. Это мой личный фаворит, но одним из минусов выступает наличие только английского языка. Также обучения нет, но вы можете разобраться, просто нажав по очереди все доступные кнопки.
Sky Music Simulator
sky-music.herokuapp.com, созданный Sky Music Discord
Этот веб-сайт позволяет играть, записывать, практиковаться, сочинять и обмениваться песнями. Пользователь может выбрать инструменты, мажор, включить/выключить режим пещеры. Пользователь также может создать учетную запись, с помощью которой он может сохранять песни для использования на нескольких устройствах и делиться ими по ссылке. Сайт доступен на 11 языках.
Sky Instrument Practice
mcbeeringi.github.io.com, созданный @McbeEringi
Веб-сайт позволяет вам практиковаться на нескольких разных инструментах. Однако на барабанах, маленьком колокольчике, пан-флейте и большом колоколе пока нельзя играть. Вы также можете изменить высоту звука. Кроме того, сайт также предоставляет информацию о скоплениях свечей каждого дня.
Наша тональность Ре минор. Связка простая: Тоника => Субдоминанта => Доминанта => Тоника. Можно играть эти аккорды тоническими трезвучиями, но это не очень удобно и требует постоянного зрительного контроля:
Знакомство с клавиатурой и нотами
Клавиатура современных моделей пианино состоит из 88 клавиш, из них 52 имеют белый цвет, а 36 – чёрный. Такое же число клавиш содержится и в рояле – это фортепианный стандарт. Однако у отечественных пианино, выпущенных до 70-х годов XX столетия, клавиатура насчитывала 85 клавиш (50 белых и 35 чёрных). Позже пианино стали выпускать с полной для фортепиано клавиатурой.
Ниже представлены изображения двух клавиатур пианино с разделением на октавы:
- верхняя клавиатура – 88 клавиш (полная);
- нижняя – 85 (нестандартная).
Фортепианная клавиатура включает диапазон звуков в 7 полных октав, начиная с ноты «до» контроктавы и заканчивая нотой си 4-й октавы. В нижнем регистре ещё имеются 3 клавиши, звуки которых относятся к субконтроктаве (самые низкие ноты фортепиано): «ля», «ля-диез» (чёрная клавиша) и «си». То есть субконтроктава является неполной – всего 3 звука.
А также есть неполная октава в высоком регистре – 5-я. Правда, состоит она только из одного звука «до». Нота «до» 5-ой октавы является самой высокой нотой диапазона этого музыкального инструмента.
Понятие «октава» в музыке означает звуковой диапазон или интервал, включающий 8 (c латинского octava переводится «восемь, восьмая») ступеней и 6 тонов от какой-либо ноты до точно такой же ноты по названию, схожей по звучанию, но имеющей другую высоту. Например, нота «до» 1-й октавы абсолютно созвучна ноте «до» 2-й октавы или ноте «до» малой октавы, но имеет отличие от них по высоте. То же самое можно сказать и про любые остальные ноты: «си» 1-й октавы созвучна «си» 2-й и малой октав, нота «ми» 3-й октавы созвучна «ми» 2-й и 4-й октав и так далее. В каждой паре сравниваемых нот разница по высоте составляет одну октаву (ровно 6 тонов). При этом начальная нота является 1-й, а заключительная – 8-й ступенью.
Последовательность музыкальных звуков «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» называется основным звукорядом. Эти звуки извлекаются нажатием соответствующих белых клавиш пианино.
Нотами основного звукоряда принято разграничивать все имеющиеся октавы на фортепиано и всех других инструментах.
Любая октава – 1-я, 2-я, большая и все другие – начинается именно с ноты «до», а заканчивается «си», если двигаться по клавиатуре последовательно с левой её стороны на правую. Субконтроктава, находящаяся с левого края, содержит лишь 2 белые клавиши, на которых извлекаются конечные её звуки – «ля» и «си». Как уже отмечалось, субконтроктава является неполной.
На изображении ниже показана часть клавиатуры пианино с названием нот. По рисунку легче будет понять, о чём только что говорилось.
В музыкальной теории между двумя разными по высоте звуками наименьшим интервалом считается полутон. Это – закон, который выполняется и на практике. Музыкальные инструменты, в том числе пианино, изготовляются и настраиваются так, чтобы их звуки могли изменяться по высоте не меньше этого интервала. Если на фортепиано последовательно пройтись по всем клавишам (и белым, и чёрным) слева направо, то каждая клавиша повышает предыдущий звук ровно на полутон.
Как научиться играть простые мелодии?
Прежде чем учиться играть даже простые мелодии, необходимо потренироваться с постановкой рук и порядком движения пальцев на несложных двухоктавных гаммах и арпеджио: До мажор, Ля минор. Для обучающихся с нуля очень поможет изучение гамм, где последовательность пальцев определяется по цифрам.
Пальцы обеих рук обозначаются так:
- большие пальцы – цифрой 1;
- указательные – 2;
- средние – 3;
- безымянные – 4;
- мизинцы – 5.
Теперь примеры гамм:
Порядок игры такой:
- по отдельности разучиваются гаммы: До мажор, затем – варианты Ля минора;
- играются арпеджио (2-я и 5-я строчки нотоносцев);
- игра аккордов (созвучия концовок 1-й и 4-й строчек);
- связать гаммы 1-й и 4-й строчек с аккордами;
- играть гаммы двумя руками: левой – малую октаву, правой – первую (в унисон).
Разобравшись с гаммами, арпеджио и аккордами, сыгранными отдельно сначала левой, а потом правой рукой, нужно попробовать осилить гаммы одновременной игрой двумя руками. До первой октавы они играются левой рукой, а далее – пальцами правой.
Теперь можно пробовать играть мелодии простых песен.
Не нужно брать длинные нотные примеры, а также пьесы, ритм которых очень быстрый и сложный. Подойдёт душевная народная музыка или красивые композиции в медленном темпе.
Детям будет интересно сыграть песенку из мультика:
Вот то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно. ) используется другая очередность пальцев:
Конечно, можно играть и вручную нажимая клавиши, но создать складную мелодию таким образом очень сложно. Хорошая новость в том, что с помощью нескольких программ, это может сделать каждый.
- Скачиваем программы LoopMIDI и MIDI Player и устанавливаем их на компьютере.
- Открываем LoopMIDI, меняем строку LoopMIDI Port на Rust и нажимаем на значок «+».
- В MIDI Player жмем на шестеренку, идем в настройки.
- Ищем строку Output port и выбираем порт «Rust», который только что создали.
- Скачиваем с интернета мелодии в формате «.MIDI» и закидываем в MIDI Player.
- Открываем «Настройки» Rust и на странице «Управление» выставляем значение для MIDI INPUT – «On».
- Садимся за рояль, открываем плеер и запускаем воспроизведение музыки.
Сыграть полноценную и чистую мелодию средствами Rust будет сложно, хотя и этого реально достичь, если сильно заморочиться с настройкой инструментом. Однако в качестве средства развлечения, что гитара, что пианино подойдут идеально.
Построить аккорд на пианино довольно просто – нажмите три любые клавиши, которые располагаются через одну друг от друга и вы гарантированно получите аккорд. Но чтобы научиться играть красивые аккорды, нужно слегка изучить теорию.
Обращение аккордов
Теперь, нам просто необходимо научиться обращать аккорды. Это важнейший навык, который необходим для комфортной и мелодичной игры.
Обращением аккорда называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз . Посмотрите, как будет меняться аккорд До мажор:
Обращение может быть выполнено и в обратном направлении:
Каждое обращение трезвучия имеет свое название, но я не буду углубляться в теорию и с вашего позволения, аккорды из 3 звуков буду называть трезвучиями. А кому интересно узнать об этом больше, читайте здесь .
Теперь, когда принцип ясен, нам нужно научиться бегло обращать септаккорды.
Вы уже обратили внимание, что септаккорд состоит из терций, а каждое его обращение включает в себя еще один интервал – секунду. От того где располагается секунда – в основании, в центре или в вершине – зависит фонизм аккорда.
Упражнения
Строить септаккорды от белых клавиш. В идеале, это нужно научиться делать с закрытыми глазами – наша цель дать руке привыкнуть к этим позициям.
Выбираем септаккорд и выполняем его обращение. Пусть сначала это будет получаться медленно, не переживайте – скорость дело наживное. Выполняйте обращение вверх и вниз:
Пробуйте играть разными способами:
Выберите одно обращение септаккорда, зафиксируйте руку в таком положении и попробуйте перемещать ее по клавиатуре, играя этот аккорд от разных нот:
То же самое проделайте с остальными обращениями септаккорда. Задача все та же – добиться механической памяти в руке, чтобы пальцы быстро вставали на свои места и это получалось автоматически, без вашего участия.
Когда ваши пальцы привыкнут ко всем модификациям септаккорда, можно пробовать внедрять септы в игру. На примере популярных песен попробуем проделать этот трюк.
Популярные связки аккордов
Когда вы начнете использовать септаккорды в своей игре, вы обнаружите, что не каждый аккорд сочетается с предыдущим одинаково хорошо. Иногда, это будет зависеть от того, какие обращения вы сочетаете друг с другом, а иногда от того, как правильно вами выбран аккорд. Поэтому внедрять септаккорды лучше по одному, слушая что получается.
Возьмем популярную цепочку аккордов, или как выражаются музыканты — гармоническую последовательность, и украсим ее септаккордом.
Наша тональность Ре минор. Связка простая: Тоника => Субдоминанта => Доминанта => Тоника. Можно играть эти аккорды тоническими трезвучиями, но это не очень удобно и требует постоянного зрительного контроля:
Мы учились обращать аккорды, так давайте применять это умение:
А теперь тонику (аккорд Ре минор) превратим в септаккорд и каждый раз, когда мы будем его встречать, будем играть Ре минорный септаккорд или его обращение:
Аккорды под номером 1 и 4 — это аккорды, выполняющие одну и ту же тоническую функцию. Но первый аккорд – септаккорд, а четвертый – его обращение. Это сделано не спроста – такое обращение четвертого аккорда звучит наиболее приятно, логично. Если проследить мелодическую линию по верхнему голосу, то мы увидим, что от ноты До к ноте Ля мелодия движется поступенно, без скачков.
Отлично! давайте попробуем сразу субдоминанту (аккорд Соль минор) и доминанту (аккорд Ля мажор) превратить в септаккорды и посмотрим, что из этого получится. Не забываем использовать обращения, играем так, чтобы все было под пальцами, удобно: